ЧУ — река жизни,
затерянная в бесконечности.
Река, по которой мы плывем,
кто боком, кто вниз головой,
кто пересекает ее поперек.
А может, это старинное ЧУ,
что говорит: замри,
прислушайся.
Или ЧУ — это начало ЧУдес…
А может, ЧУ —
все это вместе
и даже ЧУть больше?
ЧУ, замрите, прислушайтесь,
мы начинаем.
Эта история о состарившихся клоунах, покинувших блестящие цирковые манежи и поселившихся на заброшенном чердаке, навеяна многочисленными реальными судьбами великих артистов, которые предавались забвению, как только за ними закрывался занавес. Увы, история знает множество таких примеров.
Эти выброшенные из жизни люди ждут своего «Годо», который, как известно, никогда не придет. Но герои нашего спектакля, в отличие от персонажей Беккета, не теряют способности радоваться миру, а оттого и без публики устраивают свой спектакль ежевечерне на заброшенном чердаке, среди никому не нужных вещей…
Первая часть этого спектакля была создана в далеком 1981 году в маленьком зале Ленинградского дворца молодежи. Это была новая, неизвестная клоунада. «Однажды мне сказали, будто я не мим, а клоун. Я не знал, как реагировать на это, потому что та клоунада, которую я видел в цирке, мне не нравилась.
Мне казалось, что клоунада — это лишь красивый миф. Великая клоунада прошлого исчезла бесследно, и даже упоминания о ней содержатся лишь в редких книгах и киноматериалах. Клоуны в современном мне цирке избегали яркого условного грима, носили пиджаки и вовсе забыли о красных носах. Традиция мировой клоунады была уделом лишь литературы.
С этим ощущением непоправимого я все же решился заглянуть в мир старой клоунады, и этот мир меня покорил. Я попал в другое измерение, где живут другие существа — такие яркие, такие звонкие, такие сумасшедшие. Я понял, что традиционная линия клоунады ведет к другой реальности, в пространство фантазии, и я стал изучать его героев и кумиров.
Тем из них, кто сопровождал меня в этом мире и кого я сейчас вам представлю, и посвящен наш спектакль…»